Вот некоторые размышления о двух отличных круглых столах, посвященных искусственному интеллекту, которые я посетил на Innovate Finance Global Summit 2018 года в Лондоне. Один из них был организован Deloitte, другой — Джесси МакУотерс из Всемирного экономического форума. В итоге:-

  • Эффект ИИ как отраслевой термин
  • Подводные камни взгляда на технологии только глазами бизнеса
  • Регуляторы должны стать мастерами ИИ
  • Как будет развиваться отраслевое сотрудничество?

Влияние ИИ как отраслевого термина

Одной из 4 тем сессии Deloitte была ажиотаж вокруг ИИ. С моей точки зрения, сам термин является способствующим фактором. Обе сессии начались с признания того, что люди определяют ИИ по-разному, что позволило сессии быстро уйти от увязания в определениях. Несмотря на то, что ИИ еще не с нами, он стал удобным для людей и отрасли термином для дискуссий, которые сегодня на практике касаются алгоритмов и машинного обучения.

С одной стороны, людям нужен общий язык и ярлыки для практических дискуссий, и этот круглый стол — прекрасный тому пример. Так что же такого страшного, если люди используют термин ИИ? ИИ также обозначает направление движения, стремление, если хотите. Но, с другой стороны, добавляет ли лейбл нынешней шумихи из-за отключения того, что достижимо сегодня? Например, моя домашняя система безопасности Canary до сих пор не может отличить человека от кошки. Здесь определения имеют значение, поскольку они обрамляют искусство возможного.

Есть параллели с принятием цифрового термина, который стал обозначать так много и часто используется без понимания того, что он действительно представляет на более глубоком уровне.

Подводные камни взгляда на технологии только глазами бизнеса

Как общее наблюдение, идеи и обсуждения показали, что люди обычно рассматривают ИИ через оптику того, что он может сделать для бизнеса. Потребности клиентов или человеческие качества не совсем отсутствовали, но их было немного. В некотором смысле это понятно, поскольку потенциал автоматизации очень привлекателен в условиях, когда банкам необходимо так трансформировать свои базы затрат. В то же время такая внутренняя направленность является символом традиционного менталитета финансовых услуг, который только недавно начал по-настоящему думать о потребностях клиентов. Старые привычки умирают с трудом. Как заметил один участник, трудно изменить мышление по умолчанию, которое многие годы двигало сектором. Цифровые компании запрограммированы не только на то, чтобы сочувствовать клиентам, но и на то, чтобы думать о полезности по-новому для создания новых форм ценности.

Рассматривая AI/ML только через призму повышения эффективности или интересов бизнеса, вы упускаете гораздо более широкую картину. ИИ также позволит сделать много положительных вещей, как утверждает сторонник ИИ Пит Трейнор. Это может показаться тривиальным, но мышление, философия и убеждения, лежащие в основе нашего выбора, имеют основополагающее значение для разработки политики и того, как технологии используются и внедряются — искусственный интеллект ничем не отличается. Суть здесь в том, что мышление, взгляды и философия, лежащие в основе действующих банков, связаны с управлением рисками, а не возможностями. Как изменился бы их бизнес, если бы они были хороши в обоих направлениях?

Регулирующие органы должны стать мастерами ИИ

Роль регулирующих органов в мире, где AI/ML встроены во все, что широко обсуждалось на обоих круглых столах. Это увлекательная область с множеством серьезных вопросов и задач. Что нужно, чтобы стать успешным регулятором в этом мире? Сдвиг будет больше, чем просто установление новых правил. Как регулирующие органы сами будут использовать ИИ для эффективного мониторинга, понимания и обеспечения соблюдения? Как регулирующие органы смогут обнаруживать нарушения или прогнозировать проблемы? Потенциально более сложной задачей является то, как регулирующие органы смогут распаковать действия алгоритма, чтобы судить, действует ли он так, как задумано? Действительно, смогут ли компании, использующие ИИ, полностью понять, что делают их алгоритмы, и объяснить результаты регулирующим органам?

Еще один важный вопрос касался того, как регулирующие органы будут координировать свои действия через границы. Будут ли у них схожие или разные подходы к регулированию и соблюдению требований к бизнесу, основанному на ИИ? Это будет иметь огромное значение для компаний, больших или малых, которые работают или предоставляют услуги по всему миру, если им необходимо адаптироваться к очень разным подходам к регулированию.

Даже в вихре этих щекотливых вопросов становится ясно, что для того, чтобы быть эффективными регулирующими органами, необходимо самим стать мастерами в области ИИ. Если нет, то мы, безусловно, движемся к тому же сценарию, что и встреча HMRC Великобритании с налоговыми юристами Google — это нечестный бой. Готовятся ли регулирующие органы и могут ли они по существу «конкурировать»?

Как будет развиваться отраслевое сотрудничество?

Еще одной темой первой сессии было то, как промышленность будет сотрудничать в области ИИ. Сектор финансовых услуг во всем мире в последние годы сделал огромные шаги, стремясь выйти вовне, чтобы способствовать инновациям. Я принимал участие в проектах Barclays Accelerator и Rise, и многие компании, предоставляющие финансовые услуги, теперь имеют аналогичные возможности (я использую этот термин намеренно — для достижения успеха эти вещи должны быть чем-то большим, чем кампании или инициативы) . Таким образом, споры о том, должны ли действующие финансовые организации смотреть вовне и быть частью финтех-экосистемы, окончены. Но есть ли у нас подлинное сотрудничество сегодня?

Существует огромная разница между созданием коворкинг-пространства для стартапов и реальной покупкой их услуг или сотрудничеством с ними для достижения взаимосогласованных целей или проблем корпорации и ее клиентов. Есть также разница между приобретением инновационных компаний и инновациями. Несмотря на то, что хакатоны, коворкинг-пространства и инкубаторы являются чрезвычайно позитивными и значительными событиями, они являются первыми шагами для подлинного сотрудничества между действующими финансовыми учреждениями.

Вопрос о сотрудничестве действительно стоит остро в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Будет интересно посмотреть, как он развивается в контексте усиления стартапов, консолидации отрасли, стирания границ и изменения интересов.